Року 1878
"...в отношении русских, называемых здесь москалями, и особенно к солдатам, малороссы крайне недоверчивы, что доказывается поговорками:
"Мутыть як на сели москаль" *).
"Колы москаль каже: сухо, то пиднимайсь по ухо; бо вин бреше" **).
"З москалями знайся, а камень у пазухи держи".
"Вид москаля полы врижь, та втикай."_______
*) Баламутит как москаль в селе .
**) Если москаль скажет: сухо, то поднимай одежду повыше, потому что он лжет.
"Отчасти врожденная независимость характера, а отчасти смутные, исторические времена, когда вследствии войн, семьи часто дробились и переселялись в другие местности, развили
в здешнем народе особенность быта, которой он резко отличается от великоруссов. В великорусских деревнях женатые сыновья всегда живут вместе с отцом и ведут хозяйство сообща. В Малороссии же, напротив, как скоро сын женится - сейчас обзаводится своим домом и отдельным хозяйством. Обычай этот хорош в частной жизни, так как избавляет от пустых ссор и домашних дрязг, но в общем от него страдает хозяйство."
"
Малороссийские села не похожи на великорусские. Местоположение их большей частью живописно. Обыкновенно они расположены на возвышенностях, на холмистых берегах рек или на склонах балок *). Селение не образует прямой улицы, а разбросано во всех направлениях, и в длину, и в ширину. Между ними находятся огороды, коноплянники, сады
https://dlib.rsl.ru/viewer/01003891800#?page=27и выгоны, так что все селение как будто купается в зелени. Если оно лепится по склону балки, то среди нее вырыт пруд.
В середине села или где-нибудь на бугре, возвышается церковь, а близ нее обыкновенно волостное правление или сельская расправа. Вокруг села на холмах идет ряд ветрянных мельниц. Почти перед каждой хатой есть палисадник, огороженный плетнем. В нем пестреют гвоздика, барвинок, зоря, шток-роза, роза обыкновенная и другие цветы, а иногда растет сирень.
Двор обнесен также плетнем; ворота сквозные, сколоченные из жердей. Хозяйственные постройки то идут рядом с хатой, то разбросаны по двору, часто между группами деревьев. При этом выказывается иногда вполне любовь малоросса к природе. Если, например, надо построить сарай или навес на том месте, где растет какое-нибудь дерево, -он ни за что не срубит его, а обнесет стенами и пропустит через крышу так, что оно очутится внутри сарая."
"
Одежда малороссов, как мужская, так и женская, нисколько не похожа на великорусскую. Даже обувь иного покроя. Малоросс не любит стеснения в одежде, что понятно при малороссийском климате, а потому она вообще отличается широкими, обширными размерами. Он носит белую рубашку из грубого холста, с прорешкой на груди, а не с боку, с узеньким, стоячим воротником, часто вышитым, который завязывается шнурком или лентой. Рубашку надевают под шаровары. Шаровары делают чрезвычайно широкими и непременно с карманами. Уболее зажиточных они бывают пестрядные, а у иных выбойчатые, а по зимам носят суконные. Они стягиваются
очкуром, надеваемым изнутри и всегда
https://dlib.rsl.ru/viewer/01003891800#?page=28 запущены в голенища. Вообще ширина шароваров считается щегольством и иногда доходит до безобразия. Верхних одежд несколько. Самая легкая называется
юбка - род пальто из серого или белого сукна, с цветными выпушками, которая застегивается кожанными пуговками. Парубки (парни) и молодые женатые малороссы носят суконные полукафтаны, а зимой кожух, т.е. коротенький полушубок. У бедных один кожух служит для всего семейства. Сверх
юбки, кафтана или
кожуха надевается
свита, род армяка, стянутого в талии кожанным поясом. Носят также
кирею, т.е. длинную свиту с капюшоном, защищающим от непогоды голову и шею. Вот эти различные роды одежды в употреблении у малороссов; все различия между ними состоит единственно в украшениях.
Только в некоторых уездах Черниговской губернии крестьяне одеваются по белорусски. Зажиточные носят иногда очень дорогие по их состоянию кожухи, сделанные из серых ягнячьих мерлушек. Во все времена года, малоросс носит шапку из черных, серых и даже белых мерлушек; в некоторых местах шапки эти делают очень высокие. Впрочем есть селения, особенно степные, где летом носят круглую шляпу с широкими полями, называемую
бриль. Встречаются иногда соломенные брили туземного мастерства, сплетенные довольно искусно. Обувь состоит из чоботов (сапогов). Убогатых они бывают сафьянные или из хорошей юфти, а у менее зажиточных из воловьей и даже лошадинной кожи.
Лаптей таких, как в Великороссии, здесь не носят, кроме тех уездов Черниговской губернии, где народ одевается по беларусски. Эту обувь заменяют В Малороссии
постолы, состоящие из четыреугольного куска кожи, затянутого и скрепленного напереди, который привязывается к ноге ременными или веревочными завязками.
Одежда молодежи, как покроем, так и украшениями, щеголеватее, чем у стариков.
Мужчины, кроме стариков, стригут волосы и бреют бороду.
Малороссийский женский наряд совершенно своеобразен.
Рубашки носят холстинные. Девушки и молодицы (молодые замужние женщины) красиво вышивают их на рукавах и на подоле красной бумагой. Вышивка рубашек состовляет большое щегольство, и над иной рубашкой девушка просидит полгода.
Вместо великорусского сарафана, малороссиянки носят
плахту и
запаску.
Одежды эти состоят из двух кусков материи, которые просто обертывают вокруг талии; сверху надевают пояс. Плахты и запаски делают из шерстяной клетчатой или с разводами, а иногда и парчевые. Пояса носят шерстяные, особенно красные шелковые и очень дорогие парчевые. Этот костюм
малороссиянка носит летом и в особенности дома; в другие же времена года и на выход, у нее есть другие наряды. Летом, девушки и молодые женщины носят
гирсет, коротенькое пальто без рукавов; зимой свитку, только гораздо короче мужской и сшитую со сборками. Богатые носят байковые свитки, зеленые с красными мушками и суконные. Кроме того, носят и длинные свиты, расшитые по краям пол синими или красными шнурками, и шубы с круглым, откидным воротничом. В некоторых местах сохранился еще старинный наряд,
кунтуш, который надевают при торжественных случаях или в большие праздники. Девушки заплетают волосы в одну косу или в несколько мелких кос, которые связывают посередине. Вокруг головы повязывают ленты, концы которых падают назад вместе с косою. Исключительную особенность малороссийского женского наряда доказывающую врожденный вкус малороссиянок к изящному, составляют цветы.
В великорусских губерниях никогда не увидишь цветов на голове крестьянки, тогда как в Малороссии девушки не только летом убирают голову цветами, но даже и в другие времена года носят искусственные.
https://dlib.rsl.ru/viewer/01003891800#?page=30Цветы или просто втыкаются в ленту, или надеваются на голову венки. На шее девушки носят множество
монисто *) и образков.
_______
*) Бусы с монетами и медальонами, костяными, стеклянными, медными, а иногда серебрянными и золотыми.
Женская обувь состоит из
черевиков и сапогов, которые у богатых бывают сафьянные. Впрочем, малороссиянки вообще любят ходить босые, и часто даже, идя в церковь, несут сапоги в руках.
Ходить босой по снегу считается здесь чем-то вроде достоинства, и про такую женщину обыкновенно говорят; какая
чепуриха, т.е. щеголиха.
Дети в Малороссии всегда одеты точно в чужое платье, потому что детскую одежду обыкновенно припускают на рост и в длину и в ширину.
В отношении пищи, малоросс гораздо прихотливее великорусского крестьянина. Обилие и разнообразие припасов развили в нем вкус и он не удовлетворяется количеством, но обращает внимание и на качество пищи. Свежую пищу готовят не только на обед, но и на ужин. Вообще малороссы любят все жирное. Известное малороссийское сало составляет для них такую же насущную необходимость, как и хлеб.
Национальные малороссийские кушания: борщ, галушки, пампушки, вареники, сырники и прочие. Кушания эти приготавливаются из творога и пшеничной муки и приправляются маслом и сметаной. Говядину едят редко; больше употребляют баранину, поросят и иногда птиц; также творог, молоко и простоквашу. Для питья употребляют иногда татарский напиток бузу, приготавливаемый из просяной муки. Обыкновенно же пьют яблочный квас или воду. В хозяйстве малоросса не достает только кос и важной насущной потребности - соли.
Косы покупают у приезжих торговцев, а соль привозят из Крыма и Бессарабии малороссийские извозчики, называемые чумаками."
Джерело:Народы России : живописный альбом. - Санкт-Петербург :
Вып. 1: Великоруссы. Малороссы. Белоруссы. Поляки. - С.-Петербург. Типография товарищества "Общественная польза". - 1878. - С. 20 -23
https://dlib.rsl.ru/viewer/01003891800#?page=27