Давайте разберем проблему подробнее.
Взятки в ГАИ есть за:
1) Избежание штрафов за административные нарушения (нарушения ПДД);
2) Содействие в разрешительной системе (права, регистрация и т.д.);
3) Получение должностей в самой структуре ГАИ.
Теперь о способах борьбы.
Сразу замечу, что вариант 3) исчезает при успешной ликвидации вариантов 1) и 2).
Почему дают взятки на дороге? Потому что нарушают. Почему нарушают? В 80% случаев - потому что нарушают другие, а дурной пример заразителен. Нарушение правил дорожного движения стало нормой поведения и не противоречит общественной морали (кроме вопиющих случаев).
Одним из ключевых моментов является избирательность правосудия - есть каста неприкасаемых, которых не штрафуют, поскольку они относятся к системе МВД, правосудия или близки к власти. Безнаказанность порождает вседозволенность. Эти водители ездят, как им вздумается и провоцируют других участников дорожного движения на нарушения.
Еще одна категория нарушителей готова платить за нарушения на месте, сумма штрафов для них несущественна.
Также есть водители, которые перманентно нарушают, собирают протоколы, но их не оплачивают, включая тех, кто будучи лишенным права управления, например, за езду в нетрезвом состоянии, продолжают ездить, но уже без прав.
Большинство нарушивших правила предпочитают рассчитаться на месте.
По двум причинам - из-за того, что взятка дешевле, чем официальный штраф и потому что официально получить протокол и заплатить штраф - это достаточно большая волокита (включая время на составление протокола, оплату, занесение квитанции в админпрактику).
Как бороться? Комплексно.
Во-первых, равенство всех перед законом - попытки избежать ответственности должностными лицами и их родственниками должны образцово-показательно пресекаться, а нарушители - лишаться должностей за дискредитацию государственной власти. Особенно это касается МВД. Абсолютно недопустимо, чтобы министр МВД ездил, нарушая правила дорожного движения - он должен был быть отправлен в отставку на следующий день, после того, как этот факт был выявлен.
Во-вторых, очень действенной мерой была бы провокация штрафов со стороны службы внутренней безопасности МВД под видом обычных водителей и публичные судебные процессы над инспекторами ГАИ, которые будут при этом пойманы на взятке. После этого привлекательность взяток для инспекторов резко снизится.
С другой стороны, необходимо наказывать водителей, предлагающих взятки - такие действия являются уголовным преступлением.
Кроме того, необходимо упростить процедуру составления протоколов и оплаты штрафов, снизить штрафы за несоблюдение правил (кроме серьезных правонарушений - превышение скорости более 50 км/ч, вождение в нетрезвом состоянии и др.) и ввести систему штрафных баллов. Это позволит бороться с систематическим нарушением правил и в то же время, сделает нецелесообразной взятку в большинстве случаев. Возможно, стоит выдать инспекторам ГАИ мобильные кассовые аппараты, чтобы штраф можно было заплатить сразу на месте и официально (хотя это предложение имеет как плюсы, так и минусы).
С разрешительной системой примерно то же. Максимально упростить процедуры и сократить их сроки, чтобы не было предмета для взятки плюс провокации со стороны службы внутренней безопасности и публичные суды (не увольнение задним числом, а судебные разбирательства в соответствии с духом и буквой закона).
Думаю, что по результатам таких мероприятий за 2-3 месяца ситуация бы кардинально изменилась.
Правда, у внимательного читателя может возникнуть вопрос: как бороться с коррупцией в службе внутренней безопасности МВД. Об этом мы поговорим следующий раз