3)
а) В 1941 году американский писатель и критик Уилсон Таккер поименовал так в своем фэнзине убогую псевдонаучную фантастику.
б)
У классической космооперы есть ряд признаков.
Действие обычно происходит в далеком будущем, когда человечество колонизировало Галактику. Имеется несколько галактических империй, которые враждебно относятся друг к другу. Среди массы инопланетных рас много гуманоидов, практически идентичных людям. Почти все планеты пригодны для обитания человека. Авторы классического периода отрицают (сознательно или по неведенью) эффект замедления времени, основанный на теории относительности. Поэтому космос бороздят звездолеты с гипер- или скачковыми субсветовыми двигателями, позволяющие почти мгновенно перелетать от звезды к звезде. Возможно также наличие межпространственных тоннелей. Научность у писателей ранней космооперы не в чести. В центре их внимания — приключения, интриги и войны.
А обитатели далеких миров по психологии и мотивации поступков почти неотличимы от современников.
Типичный пример классического периода — роман Эдмонда Гамильтона “Звездные короли” (1949).
Предтеча — конечно, марсианский цикл Эдгара Райса Бэрроуза. Но основателем космооперы считается американец Эдвард Элмер “Док” Смит с романом “Космический жаворонок” (1928), открывшим серию о приключениях экипажа одноименного звездолета. Еще один сериал Смита о
линзменах, рассказы Эдмонда Гамильтона о Межзвездном патруле, цикл Джека Уильямсона о Космическом легионе — вот отправные точки классической космооперы, чей расцвет длился вплоть до 1950-х.
в)
Второй Великий Век космической оперы — время расцвета и преобразования жанра. Отличительная черта этого времени — соединение традиций классической космооперы и серьезной “твердой” НФ.
Значительный вклад в преобразование космооперы внесла Ли Брэккет, жена Эдмонда Гамильтона. Взяв за основу марсианский цикл Бэрроуза и героическое фэнтези Р. Говарда, Брэккет привлекла внимание читателя к тайнам затерянных городов чужих цивилизаций.
г)
Третий Великий Век космической оперы — время с конца восьмидесятых по наши дни. Главная черта - удивительное жанровое разнообразие.
Пестрота авторских подходов и приемов потрясает воображение. Обычным делом становится сплав космической авантюры с киберпанком, антиутопией, био-, эко- и пси-фантастикой, детективом, даже мистикой и фэнтези. Популярны романы, которые подробно описывают стратегию и тактику вооруженных конфликтов (военная космоопера Дэвида Вебера и Джона Ринго). В авантюрно-психологической космоопере Лоис Макмастер Буджолд и Джулии Чернеды особое внимание уделено внутреннему миру персонажей. Романтическая космоопера Кэтрин Азаро исследует
любовные переживания героев. Монументальный космический эпос Джона Райта написан на грани фантастики и интеллектуальной прозы. Даже коммерческая космоопера отличается нелинейным сюжетом — например, “Стэн” Алана Коула и Криса Банча.
Жемчужины жанра — циклы “Гиперион” Дэна Симмонса и “Культура” Йэна Бэнкса, романы “Игра Эндера” и “Голос тех, кого нет” Орсона Скотта Карда. Массовой популярностью пользуются книги Вернора Винджа, Кэролайн Дж. Черри, Питера Гамильтона, Пола Маккоули, Дэвида Зинделла,
Грега Бира, Стивена Дональдсона, Джона Барнса, Чарльза Шеффилда, Алистера Рейнольдса..
4)
Определение из коментовУвы но большая часть тематики Космо-оперы это в основном нечто ковбойское, что потеряло кольт и лошадь, село на звездолет и обвешалось бластерами, как ёж иголками!
Сюжета почти нет! Его заменяют бесконечная стрельба и погони за бандитми-мутантами-пришельцами! И как результат куча сексапильных девушек (инопланитянок) в бонус главному герою!!))))))
http://www.mirf.ru/Articles/art652.htm